В Софии Киевской заявили о сенсационной находке, к которой причастен гетман Мазепа

В Софии Киевской заявили о сенсационной находке, к которой причастен гетман Мазепа

В советское время живопись приказали спрятать.

В Софие Киевской найдены уникальные фрески XVIII-XIX веков.

Об этом открытии сообщила заведующая сектором Национального заповедника "София Киевская" Тамара Рясная, пишут "Факты".

По ее словам, получить информацию удалось благодаря архиву, в котором сохранились данные о проведенных реставрационных работах. Известно, что после нашествия монгольской орды на Киевскую Русь и упадок государства храмом не занимались почти 600 лет. Реставрация началась при митрополите Петре Могиле в первой половине XVII века. Во времена правления гетмана Ивана Мазепы храм основательно перестроили с тогдашними традициями. Тогда старые фрески не уничтожили и оставили под толстым шаром краски.

Часть композиции "Сошествие Святого Духа на апостолов" / Фото: Факты

Однако в 1843 году стало известно о том, что в Софии Киевской сохранена стародавняя живопись. Тогдашний император Николай І приказал все вернуть как было раньше. Но, духовенство было озабочено тем, что персонажи на фресках благословляют двумя перстами, а не тремя, как было принято после церковной реформы середины XVII века.

В советское время было принято решение зарисовать фрески. Тогда считалось, что ценными являются только те работы, которые относятся к XI веку.

Живопись попытался отстоять один из советских реставраторов. "Получилось так, что сейчас на композиции под сводами собора, на которой изображены 35 из 70 апостолов, один из персонажей имеет портретное сходство с этим реставратором. В отчетах середины 1950-х годов есть фотографии композиции с апостолами до и после реставрации. Я обратила внимание, что там, где изначально был изображен худощавый старец с длинными седыми волосами, появилось лицо молодого человека с пухлыми щеками и зачесанными назад волосами (такая прическа была модной в 50-х годах прошлого века). Сохранилось фото команды, работавшей тогда над живописью собора. Если сравнить лица апостола, о котором я сказала, и одного из реставраторов на снимке, вы увидите, что они очень похожи", - рассказала Тамара Рясная.

Изображены 35 из 70 апостолов. Обведен персонаж, которому один из советских реставраторов придал свои черты лица / Фото: Факты

Так, на архивных фотографиях можно найти фреску, на которой изображена библейная история "Путь в Эммаус", когда апостолы Лука и Клеопа не узнали Христа, который после воскрешения присоединился к ним по дороге в город Эммаус. Уже на месте во время вечери апостолы узнали Христа по тому, как Он благословил и надломил хлеб. В этот момент Христос стал для них невидимым.

"Путь в Эммаус". Христос идет по дороге с апостолами Лукой и Клеопой / Фото: Факты

"Обе эти работы середины XIХ века довольно большие - примерно по 30 квадратных метров каждая, - сказала Рясная. - Следует сказать, что рядом с ними (возле иконостаса) находится целый цикл фресок о событиях, произошедших после распятия и воскрешения Иисуса".

На данный момент специалисты знают, что было закрашено на сводах храма. В частности, во время реставрации 1950-х на сводах была уничтожена весьма ценная надпись, вероятно, сделанная в XVII веке. "Мы узнали о том, что она существовала, увеличив один из архивных снимков, сделанных в 1930-е годы. Надпись гласит, что собор начал "сдатися", то есть строиться, в 1011 году. Это неимоверно важная информация. В летописях указываются две разные даты начала строительства - 1017 год и 1035-й. Надежда Никитенко, которая около сорока лет всесторонне исследовала Софийский собор, пришла к выводу: он был заложен раньше - в 1011 году князем Владимиром, крестившим Русь. Граффити, обнаруженные на стенах собора Надеждой Николаевной и заместителем генерального директора Национального заповедника "София Киевская", доктором исторических наук Вячеславом Корниенко подтвердили эту дату", - добавила заведующая сектором Национального заповедника "София Киевская".

По предварительной оценке главного реставратора Национального заповедника "София Киевская" Анатолия Остапчука, открыть фрески будет непросто. 

Похожие темы:

Следующая публикация