Проезд через мост будет возможен по новому тоннелю на Троещину.
1 декабря Подольский мост в Киеве откроют для движения легковых автомобилей. Проезд будет доступен через новый тоннель на Троещину, но некоторым видам транспорта движение все же будет запрещено. Этот мост строили десятилетиями и он стал едва ли не самым дорогим сооружением в Украине. А еще за эти годы мост оброс скандалами и коррупционными схемами. Все подробности – через мгновение. Об этом в эксклюзиве TSN.UA рассказала Людмила Труфин.
Самый дорогой мост в стране
Его сметная стоимость увеличивалась несколько раз, он сменил кучу строителей и стал самым дорогим в Украине. Но — все время "скоро". С такими словами в конце ноября 2023-го мэр столицы проехался по мосту и намекнул, что вот-вот это произойдет. Кличко пообещал, что киевляне будут удивлены.
Почему Кличко так радуется
И этот день настал. 1 декабря 2023 года Кличко похвастался, что строительство завершено. Мэра столицы, конечно, это очень порадовало, ведь достроить этот мост кто только не обещал.
"Наконец-то это произошло! Всем скептикам и тем, кто пытался заблокировать работы на объекте, скажу одно: ищите теперь другие поводы для своих манипуляций".
Кому еще разрешили движение
Тогда по мосту мог двигаться только спецтранспорт, автомобили экстренных служб и автобусное сообщение для пассажиров с левого берега на правый. В частности, на первом этапе здесь работал автобусный маршрут №111 по направлению "Станция метро Площадь Украинских Героев" – "Станция метро Левобережная". Но вот прошел год — и с 1 декабря 2024 года этим мостом разрешат движение легковых автомобилей и городского пассажирского транспорта общего пользования. Об этом решении Совета обороны города Киева сообщил мэр Виталий Кличко.
В частности, проезд будет и по вновь построенному тоннелю, соединяющему мостовой переход со съездом на улицу Петра Вершигоры в направлении проспекта Романа Шухевича и жилмассива Троещина.
Для кого движение до сих пор запрещено
В то же время, для большегрузного транспорта Подольский мостовой переход пока останется закрытым. Мэр также добавил, что работы по благоустройству и обустройству близлежащей территории возле нового тоннеля завершат до конца 2024 года. Это будет происходить, не препятствуя движению транспорта.
Почему так долго строили
Это сооружение действительно впечатляет. Мостовой переход – двухъярусный. На верхнем — запланированы шесть полос для движения автотранспорта по три в одну сторону, на нижнем – две линии будущей четвертой ветки метро со станциями "Судностроительная", "Труханов остров" и "Залив Десенка". На правом берегу города эстакада моста начинается от пересечения улиц Верхний/Нижний Вал и Набережно-Крещатицкой, затем пересекает Рыбальский полуостров, Труханов остров и, пройдя через Русановские сады, выходит на левобережную часть Киева, где должна идти двумя ветвями: одна – по ул. Бальзака на Троещину, вторая – по проспекту Алишера Навои на Воскресенку, Радужный, Северо-Броварской и Лесной массивы. Но строительство этого поразительного моста началось еще в 1993 году. Однако остановилось почти сразу из-за отсутствия финансирования.
Хотя в Генеральный план Киева эту переправу внесли еще при СССР в 1986 году. Два года разрабатывали план и технико-экономическое обоснование — тогда проект оценили в 40 млрд 701 млн купонокарбованцев.
Построить мост планировали за 9 лет и уже в 2002 году планировали громкое открытие, но в 1997-м работы прекратили опять же из-за тяжелого финансового состояния столицы. Тем не менее, в октябре 2010-го в эксплуатацию сдали первую очередь моста. К 2017 году он будто бы был построен на 50%.
За этот период сметная стоимость работ несколько раз увеличивалась, а обещания закончить строительство каждый раз оставались обещаниями. А чтобы не перечислять вам каждый год, в котором выделялись все новые и новые суммы, скажем коротко — на все про все потратили почти 20 миллиардов. А потому не удивительно, что мост стал лакомым кусочком для коррупционеров, поэтому расскажем о самых громких делах. Стражи порядка из года в год заявляли о масштабных схемах хищений, одну из которых сумели вовремя остановить в 2021 году. Тогда махинаторы хотели положить в карман даже не миллионы, а миллиарды.
Следствием установлено, что между КП "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева" и ООО "Инвестиционно-строительная компания Укрбуд" заключен договор выполнения проектных и изыскательских работ по объекту "Строительство Подольского мостового перехода через реку Днепр в городе Киеве" (Корректирование). В дальнейшем ООО "ИСК Укрбуд" на условиях субподряда привлекло к выполнению работ ООО "Международный проектный институт", которым фактически и осуществлялись работы по разработке проектной документации по объекту.
Однако, преследуя цель присвоения более 3 млрд гривен бюджетных средств, с целью подписания соответствующих актов, согласование которых невозможно без утвержденной экспертным отчетом проектной документации, неустановленными лицами подделана от имени ООО "Международный проектный институт" проектная документация по объекту строительства и подана для прохождение экспертизы в ГП "Укргосстройэкспертиза".
Мост пропитан коррупционными схемами
И таких дел прокуроры и полицейские открывали несколько. Достройкой Подольского моста интересовалось и Национальное антикоррупционное бюро, и Нацполиция, и Антимонопольный комитет. НАБУ открывало производство еще в июне 2017 года. Фигурантами тогда выступали заместитель председателя КГГА Вячеслав Непоп, экс-директор "Дирекции строительства дорожно-транспортных сооружений" Роман Лисневский и лица, аффилированные с руководством фирмы-генподрядчика. Также в сентябре 2021 года о подозрении "должностному лицу предприятия, задействованного на строительстве Подольского мостового перехода" объявила и Государственная фискальная служба. Там рассказали, что благодаря уклонению от уплаты налогов речь снова зашла о разворованных десятках миллионов.
“Согласно материалам следствия, должностные лица одного из столичных предприятий-подрядчиков по заказу генподрядчика в течение 2020 года осуществляли работы на строительстве Подольского мостового перехода через р. Днепр в г. Киеве, основным заказчиком работ является КП "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева".
При этом указанное подрядное предприятие отразило в бухгалтерской и налоговой отчетности фальшивые финансово-хозяйственные операции с предприятиями, имеющими признаки фиктивности, якобы привлеченными для выполнения субподрядных работ, что позволило уклониться от уплаты налогов в бюджет. Согласно выводам акта проверки, проведение хозяйственных операций по приобретению услуг (работ) у указанных предприятий не подтверждается. Таким образом, был безосновательно сформирован налоговый кредит по НДС и расходы на общую сумму почти 20 млн грн.
Очередное подозрение должностному лицу
21 декабря 2023-го об очередном врученном подозрении сообщила полиция Киева. Ее получил заместитель директора коммунального предприятия — оно объявлено по статье "служебная халатность". Правоохранители выяснили, что должностное лицо подписало акты приема выполненных строительных работ, но с одним НО: стоимость эксплуатации строительной техники была в разы завышена. По предварительным выводам экспертиз, сумма ущерба столичному бюджету составляет 24 миллиона гривен.
В рамках досудебного расследования правоохранители установили, что в июне 2023 года заместитель директора коммунального предприятия "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева" получил от генподрядной и подрядных организаций акты приема выполненных строительных работ и подписал их, не удостоверившись в соответствии с объемами затрат на эксплуатацию строительных машин.
Поймали чиновника не в первый раз
Напомним, что ранее фигуранту уже вручили подозрение по этой же статье – тогда вследствие необоснованно завышенных цен на песок строительство "подорожало" на 6,5 миллиона гривен. Сколько еще таких "темных дел" крутится вокруг этого моста — пока, наверное, никто не знает. Кажется, эта эпопея не кончится никогда.
Читайте также: