Одесса значительно большее внимание уделила незрячим, чем столица.
Киев для людей с недостатками зрения является полным преград и угроз городом, в котором посреди тротуаров встречаются столбы, а звуковых светофоров почти нет. Даже у заведений для слепых нет тактильных дорожек, которые бы помогли передвигаться самостоятельно, говорится в сюжете ТСН.19:30.
Каждый раз, когда Виктория выходит из своей квартиры, начинается испытание. Женщина не видит от рождения, ее глаза – это трость. Без нее ни шагу, ведь на пути к остановке общественного транспорта куча препятствий – бордюры, припаркованные машины, столбы, ямы и заборы. Виктории надо доехать с Троещины в центр города на занятия в кружке самодеятельности. На троллейбус с голосовым сообщением номера маршрута она реагирует с восторгом, потому что такие проходят очень редко. Впрочем, сесть в нужный троллейбус непросто, потому что пассажиры ее не замечают, двери вот-вот закроются, а через высокий пандус женщина уже не раз цеплялась и падала. "Это еще самый низенький троллейбус, а бывает, что три ступеньки", - говорит она.
Если названия остановок не объявляют, Виктории приходится считать. С двумя пересадками она добирается на Печерской спуск, куда ежедневно приезжают сотни людей с поражением зрения. Рядом центральная библиотека и компьютерный центр для незрячих, УОС и производство. Но даже здесь они бродят среди машин. "Вот куда идти, куда идти, здесь дорожка, а здесь всегда машины стоят, и я стучу, так выскакивает хозяин и начинает кричать", - говорят такие люди. Проложить от метро "Кловская" до общества слепых тактильно-направляющую дорожку они просят уже семь лет – это поможет передвигаться самостоятельно, без сопровождающих, но и сейчас на их пути ресторан и припаркованные машины. "То не было средств, а вот в прошлом году появились средства, так они вместо дорожки переслали новый асфальт и сделали поручни", - рассказал заместитель главы управления общества слепых Михаил Новосецкий.
Тактильная дорожка ребристая, это специальные плитки, которые дают возможность незрячим ориентироваться в пространстве. На весь огромный Киев их всего несколько. Одна из них расположена недалеко от перекрестка Владимирской и Большой Житомирской, но люди с недостатками зрения там почти не ходят и жалуются, что прокладывают дорожки не там, где нужно. Более доступной для них оказалась Одесса – там тактильные дорожки начали прокладывать два года назад, плитку заказали из-за границы, и теперь они есть у каждого заведения для незрячих и даже на обычных перекрестках, а в планах проложить их возле больниц и общежитий.
Пока в Одессе делают, в Киеве чиновники дальше обещают. Тем временем все, что для рядовых киевлян кажется мелочью, для слабовидящих – угроза жизни. "Для нас билборды – это смерть, ибо можно себе лицо разрубить. Я сам лично сломал ногу – просто нога попала в открытый люк и все", - признался один из жителей столицы с недостатками зрения. Звуковые светофоры, специальные зебры, объявление остановок в общественном транспорте – все это значительно облегчило бы жизнь незрячих, которых в столице насчитывается более 4 тысяч, но город для них и до сих пор недоступен.
Корреспондент ТСН Алла Хоцянивская