Тогда оборвались полторы сотни жизней.
В Киеве почтили память 147 погибших в Куреневской трагедии, которая произошла 57 лет назад. Цифра жертв может быть не окончательной, потому что эту историю в советское время замалчивали и фальсифицировали материалы о ней, говорится в сюжете ТСН.19:30.
Из-за отходов кирпичного завода, которые не просто залили 30 гектаров площади, но и похоронили под собой жилые дома и людей, даже изменили на некоторое время маршруты самолетов, чтобы из иллюминаторов не было видно истинных масштабов катастрофы, которая произошла 13 марта 1961 года. Тогда утром на предприятии прорвало дамбу, и масса пульпы хлынула вниз. Начальная высота вала достигала 14 метров, чудом разрушительный поток не задел Кирилловскую церковь на своем пути. За 10 минут селевой поток добрался до Куреневки, где накрыл собой 68 домов, 13 админпомещений и детский сад . Скорость грязи равнялась скорости бегуна – 18 км/час. Поток переворачивал и уносил автомобили, автобусы, трамваи, под ним падали электроопоры, а Копиловское кладбище полностью утонуло. Не осталось и следа от трамвайного депо, залило и разрушило стадион "Спартак".
Римма Бузиновская вспоминает, что после ночной смены живыми с электроподстанции вышли не все. "Я закрыла глаза, закричала – и все рухнуло, стало тихо, темно и страшно. Три стены осталось стоять, а крыша осела. Меня спасло чудо. Я была зажата, замурована, у меня весь низ был парализован, я пыталась себя рукой откопать", - вспоминает киевлянка. По утверждению исследователей трагедии, сначала от власти поступила команда искать сейфы с деньгами уничтоженного трамвайного депо, а уже потом заботиться о людях. Советская власть признала жертвами 147 человек, тогда как исследователи говорили о полутора тысячах погибших. Чтобы скрыть истинные масштабы, во многих документах меняли причину и дату смерти.
Киевляне сразу назвали трагедию местью Бабьего яра. До Второй мировой войны там планировали парк развлечений, а когда строили послевоенный Киев – решили возводить задуманное прямо на могилах. Официально же причиной аварии назвали ошибки в проектировании дамбы, которую просто не укрепили бетоном. Виновными в трагедии признали шестерых стрелочников – двух проектировщиков из Москвы и четырех руководителей киевского строительного управления, а материалы суда впоследствии уничтожили. Выводы Госкомиссии до 1990-х годов держали под грифом "секретно".
Корреспондент ТСН Валентина Доброта