"Умный город" без пробок и наземных парковок: как система работает в Китае, Испании и Украине

"Умный город" без пробок и наземных парковок: как система работает в Китае, Испании и Украине

Об этой системе часто рассказывают и украинские чиновники, но, как оказалось, очень ее боятся.

В мире существуют города, где живет и передвигается 20 миллионов человек, но там нет пробок. Города, где нет наземных парковок, но водителям все равно. Где люди зарабатывают миллионы на том, что валяется в мусорниках. И это только маленькая часть того, что в мире называют словосочетанием "умный город".

Об этой системе часто рассказывают и украинские чиновники, но, как оказалось, очень ее боятся. Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.

Обо всех бедах города всегда в курсе небольшая группа людей в специальных центрах. Система, которая все видит, слышит и реагирует, работает в китайских мегаполисах Шэньчжэнь и Шанхай, и в испанской Барселоне. В Украине "умный город" существует уже 5 лет.

Пробки - кошмар большого города. По этому показателю Украина занимает 3 место в Европе. В среднем столичный водитель проводит в пробках до 9 дней в году.

А в китайском 20-миллионном городе Шэньчжэнь пробок нет. Секрет очень прост. На табло, которых сотни на широченных дорогах, водитель видит куда ехать не стоит, где авария или слишком оживленное движение. Другой вариант - в режиме реального времени удаленно управлять работой светофоров в зависимости от автомобильных потоков.

В Украине количество машин на дорогах тоже считают камеры и в аналитических центрах даже знают, какие перекрестки и въезды в город перегружены. Но пока ничего с этим не делают.

В Европе сейчас тенденция к сокращению автомобильных полос. В Барселоне совсем мало парковок на земле, большинство - под. Длинные тоннели прорыл под историческими кварталами инвестор. Зарабатывает и он, и город. А свободное пространство наверху отдают пешеходам и велосипедистам.

Еще один из способов борьбы с пробками - мобайки. В Китае их тысячи в городах. Может ездить любой, у кого есть специальная программа.

В Киеве можно взять на прокат велосипед за 20 гривен за полчаса. А велодорожек в украинских городах - единицы. Велостоянок в столице уже есть более 300, но сервис пока не очень популярен, потому что с велодорожками беда - нет денег.

В Барселоне деньги нашли буквально в помойке. Там зарабатывают на сортировке. На заработанное строят велодорожки, устанавливают скамейки, лифты на станциях метро.

Что касается подземки, то там есть отдельная - мусорная. Пакет попадает в бак и спрессовывается. Далее улетает в другой район города в большие контейнеры. Вывозить мусор приедет 1 машина в 1 точку, а не 50 по городу. Экономия еще та.

"Умные" мусорные контейнеры в Украине имеют следующий вид: под землей зарыт огромный контейнер. Когда он заполняется, специальный датчик сигнализирует об этом диспетчеру. И только тогда сюда приедет мусоровоз. Мусорные контейнеры закупили несколько лет назад, но поставили не так давно. Денег на установку не хватало. Работает ли система именно так добросовестно - проверить трудно.

"Умный город": какие приспособления стали обыденностью в развитых странах

"Умный город": какие приспособления стали обыденностью в развитых странах

Как Киев превращают в "умный город"

Бывший директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров, который почти 5 лет занимался превращением в "умный город" Киев, говорит, что успехи есть: "На весь транспорт, как общественный, так и частный были установлены джипиэс трекеры, позволяющие планировать, контролировать, чем занимается этот транспорт, действительно ли он выполняет сейчас эту задачу".

Жителям города удобный бонус: на табло видно, когда прибудет автобус или троллейбус. Второй бонус - безналичная оплата проезда.

Но для смарт-сити значение имеют не прозрачный оборот денег, а максимальное упрощение всех сигналов. Например, от людей, которые кликают своей карточкой в метро до автоматических диспетчеров, которые видят увеличение пассажиров и выводят на маршрут больше транспорта.

Все эти данные - о пассажирах, загрязнении воздуха, качестве и количестве израсходованной воды и тепла, подтоплении ливнестоков должны собирать датчики и передавать в единый центр. Так работает настоящий "смарт город". В китайском Шэньчжэне, например, такие устройства показывают "здоровье" подземных коммуникаций. Все видно с точностью до метра.

Конечно, внедрить все эти технологии это тоже немалые инвестиции. Но впоследствии эти суммы вернутся во сто крат.

В Киеве есть несколько таких примеров. Фото-видео фиксация нарушений - отработанный действующий алгоритм: деньги в бюджет, взятки в прошлое, меньше аварий, искалеченных людей, которые потом пожизненно удерживает государство.

Другой пример - уличное освещение. Старые фонари в столице заменили на лед-лампы. Безумная экономия со старта.

В Киеве есть единственная образцовая на всю Украину "умная улица" возле новенького жилого квартала. Это проезжая часть, велодорожка, парковка и зона для пешеходов. Скамейки с солнечными батареями, где можно подзарядить телефон. Там безопасно. Всюду камеры, распознающие лица и реагирующие на движение. Тревожная кнопка. Несколько зарядок для электрокаров, которые не пустуют. Велопарковка, которая популярна.

Все это больше о комфортном городе, а не разумном. И это совсем маленькая часть того, что уже давно стало обыденностью в развитых странах.

В прошлом году Киев впервые попал в мировой рейтинг самых "умных городов", заняв 92 место из 107. Но удержаться очень трудно. Объяснить падение можно очень просто: все эти технологии не нравятся украинским чиновникам, потому что мешают им воровать.

Похожие темы:

Следующая публикация