Эксперты объяснили украинцам, как вести себя в случае появления претензий от охраны супермаркетов.
В Киеве компания из семерых молодых парней и девушки зашла в супермаркет, чтобы быстренько купить что-то для перекуса, а вышла только через четыре часа, и то после вызова полиции. Причиной тому якобы стали несколько орешков, которые один из ребят взял на пробу, говорится в сюжете ТСН.19:30.
Несовершеннолетний Руслан Гусев утверждает, что охранники подошли к нему с претензиями. "Я уже до того покупал орехи, они были прелые, их невозможно было есть, пришлось их вернуть. Я решил проверить орехи, чтобы убедиться, что их можно есть. Ко мне подошли охранники, я им объяснил ситуацию, пытался отстоять свои права, но после слов "ты что, самый умный" меня заломали", - рассказал он. Пострадавший утверждает, что двое охранников потащили его в служебное помещение, по дорогой разорвали куртку и били по ребрам, угрожали их сломать. Очевидцы, покупатели, вызвали полицию и пытались освободить парня, но и сами нарвались на физические препятствия со стороны охранников.
В супермаркете по телефону эту версию опровергли, но объяснить, как именно разворачивались события, не захотели. Заснятые на видео действия охранников активно обсуждают в интернете и комментируют специалисты. В частности, руководитель союза адвокатов считает, что никаких оснований применять силу против подростка не было, а за такие действия можно даже лишать лицензии всю охранную структуру. По закону, при подозрении на кражу товара охранники должны были сразу вызвать полицию, ждать ее в торговом зале под наблюдением камер, и никуда не заводить покупателей, не применять никакой силы и не проводить никаких обысков. "Охрана – это не полицейские. Они не уполномочены на какие-то функции, они не представляют государство. Когда вы видите охранника – вы ему не обязаны ничего объяснять, рассказывать. Охрана не имеет права обыскивать. Единственное, что они могут сделать, это попросить вас ожидать, пока приедет полиция", - пояснил юрист Петр Бойко.
Магазинной дегустации, в которой признается парень, действительно законом не предусмотрено, но все потенциальные потери ритейл всегда закладывает в чек покупателей. Так говорят в общественной организации защиты прав потребителей. "Они закладывают в стоимость товара все возможные потери", - утверждает исполнительный директор ОО "Союз потребителей Украины" Максим Несмиянов. Еще один нюанс, который стоит знать – что все потери берет на себя маркет, если суд не доказал обратного. Покупатель может лишь добровольно оплатить какие-то причиненные умышленно или неумышленно убытки. "Это классическая ситуация, которая решается в суде. А не так: вы никуда не пойдете, пока не оплатите", - пояснил юрист Бойко.
Полиция действия охраны пока официально не комментирует, объясняя это незавершенностью процесса изучения видеозаписей. Уголовное производство начато по факту причинения легких телесных повреждений подростку.
Корреспондент ТСН Валентина Доброта