Новации должны заработать с 1 ноября.
Отмена жетонов в метро и бумажных билетов в наземном транспорте, а также увольнение всех кондукторов и продавщиц в киосках на фоне увеличения количества контролеров – так столица готовится к переходу на единый электронный билет. Так называемой умной картой можно будет платить за проезд и под землей, и над ней уже с 1 ноября, говорится в сюжете ТСН.19:30.
Чтобы выяснить, что заменит жетон в метро и билет в трамвае, ТСН спускается в подземку на "Льва Толстого" в столице. Одноразовый QR-билет сейчас можно купить в автомате на одной станции, но и тот – не работает. В кассах нет ни такого билета, ни смарт-карты. "Сейчас система не работает", - объясняют там.
За наличные покупаем смарт-карточку в автомате на "Майдане Независимости". То, что ее можно пополнить картой, не видно – на экране нет функции. Попытка сделать это наличными приводит к тому, что вместо сдачи получаем чек с 16-значным кодом. Его можно использовать при следующей оплате в автомате. Одноразовый билет купить в автомате тоже нельзя, идем к кассе. Выясняется, что по ней заходить в метро сейчас можно только на станции "Льва Толстого".
Автоматы по продаже единых карт и билетов установили на 16 из 52 станций. На вокзале он, например, один, не везде можно платить карточкой и купить одноразовый билет. Зато в наземном транспорте все работает. Так уверяют в "Киевпастрансе" и объясняют, что новая система не только облегчит жизнь пассажиров, но и усилит систему контроля.
Галина – контроллер с 23-летним стажем. Она показывает, как специальное устройство на входе блокирует всю систему, поэтому нарушители не успевают быстренько приложить к валидатору свои карты. "Пенсионеров мы не штрафуем, мы объясняем", - говорит она. Но традиции все же остаются – неплательщики бегут, а заплатить 160 гривен штрафа соглашаются после того, как догоняет ТСН. Но Галина говорит, что людям просто надо лучше объяснять систему оплаты, и желательно делать это вежливо: "Комплиментами, юмором".
1200 кондукторов уволят с их должностей и переучат на контролеров. Правда, оставят только 600, а остальным предложат другую работу внутри предприятия. Из кондукторов не все в это верят и готовятся к поискам новой работы. С ноября уволят и 200 продавщиц наземных билетов – это обычно пенсионеры, которым других должностей не предлагали.
В КГГА убеждают, что проблем с единым электронным билетом не будет, а для удобства уже создали круглосуточную телефонную службу поддержки пассажиров. Единственная проблема – жетоны в метро, по ним мэр Виталий Кличко распорядился подготовить запасной план, если отменить их с 1 ноября все же не получится.
Корреспондентка ТСН Татьяна Фруктова